Безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем
Раствора гликоля и иных рабочих жидкостей, используемых в качестве хладоносителя для конечных устройств высокопроизводительной системы центрального кондиционирования — фанкойлов, воздухообрабатывающих установок, вентустановок с рекуперацией тепла и др.
Всего один подобный чиллер способен обеспечить холодной водой систему кондиционирования 20—25-этажного административного здания, бизнес-центра, отеля, иного высотного объекта. В качестве примера можно привести 24-этажный бизнес-центр Alexandra Point (общая площадь — 18,6 тыс. кв. м) в центре Сингапура, обслуживаемый двумя безмасляными центробежными чиллерами производства TICA, один из которых выполняет роль резервного.
24-этажный бизнес-центр Alexandra Point в Сингапуре
Принцип действия данных устройств идентичен схеме работы чиллеров с водяным охлаждением, которые оснащаются винтовыми или центробежными компрессорами, смазываемыми маслом. Конструктивные особенности безмасляных чиллеров объясняются наличием не нуждающихся в смазке высокопроизводительных центробежных компрессоров с радиальным и осевым магнитными подшипниками и, как следствие, отсутствием системы снабжения, очистки и возврата масла.
Центробежный компрессор с магнитными подшипниками
Высочайшая энергоэффективность и наименьшие эксплуатационные затраты на протяжении всего жизненного цикла оборудования
Безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем отличаются не только высокой производительностью, но и наибольшей энергоэффективностью среди всех устройств аналогичного назначения. В частности, агрегаты, выпускаемые компанией TICA и ее канадским активом — промышленной группой SMARDT, приобретенной в 2018 году и являющейся разработчиком и ведущим мировым производителем безмасляных чиллеров, характеризуются наименьшими эксплуатационными затратами на протяжении всего срока службы. Их энергоэффективность в среднем на 32% превышает аналогичный показатель смазываемых маслом новейших винтовых охладителей той же мощности. Безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем производства TICA — SMARDT расходуют на 50—65% электроэнергии меньше, чем спиральные, винтовые и центробежные агрегаты, которые эксплуатируются уже на протяжении 7—10 лет.
В режиме полной нагрузки чиллеры, не нуждающиеся в смазке, расходуют на охлаждение одной тонны воды 0,50—0,55 кВт, в режиме частичной нагрузки — 0,30—0,35 кВт. Производительность данных приборов регулируется автоматически в зависимости от тепловой нагрузки. Как показывают многочисленные наблюдения за оборудованием SMARDT, установленным в различных городах США, в режиме 100-процентной нагрузки оно эксплуатируется не более 4% рабочего времени в год. Таким образом, безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем практически всегда работают в режиме энергосбережения, а их интегральный показатель энергоэффективности при частичной нагрузке IPLV достигает 10,5—12. Для других чиллеров такие показатели пока недостижимы.
Время работы безмасляного чиллера при различных нагрузках (в процентном выражении)
Безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем производства TICA — SMARDT, оснащенные несколькими компрессорами Turbocor, работают даже в режиме 5—10-процентной нагрузки. Один такой агрегат может легко заменить сразу несколько спиральных или винтовых чиллеров. Установка двух-восьми центробежных компрессоров с магнитными подшипниками позволяет равномерно распределить нагрузку между ними или зарезервировать дополнительные мощности (например, в случае проведения технических работ либо появления дополнительных систем вентиляции и кондиционирования, нуждающихся в охлажденной воде).
Поскольку в смазочных материалах нет необходимости, безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем не оснащаются дорогостоящей системой подачи, очистки и возврата масла. Благодаря этому техническое обслуживание устройств не вызывает никаких затруднений.
Еще одно важное преимущество безмасляных чиллеров — стабильная и бесперебойная работа на протяжении всего срока службы, достигающего 30 лет. Причем в течение всего этого периода энергоэффективность устройства не снижается, а расходы на его эксплуатацию и техническое обслуживание не возрастают. Для сравнения: спустя пять лет фактическая энергоэффективность смазываемых маслом винтовых и центробежных чиллеров снижается на 21—33% по отношению к заявленной производителем (по данным Американского института систем отопления, охлаждения и кондиционирования воздуха AHRI).
Расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание чиллеров производительностью 300 кВт на протяжении всего срока службы (по данным AHRI)
Причина кроется в том, что даже минимальное содержание в хладагенте (например, фреоне R134a) масла, необходимого для нормальной эксплуатации винтового или обычного центробежного компрессора, со временем приводит к образованию масляной пленки на стенках и трубках кожухотрубного теплообменника. В результате эффективность теплообмена снижается на 15—25% (согласно результатам научно-исследовательского проекта № 361, выполненного экспертами Американского общества инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха ASHRAE), а потребление электроэнергии возрастает.
Ввиду отсутствия системы маслоснабжения безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем лишены указанного выше недостатка. Их энергоэффективность и расходы на эксплуатацию остаются неизменными даже по прошествии 25—30 лет.
Как показывают исследования, уже по истечении двух лет совокупные затраты на приобретение, эксплуатацию и техобслуживание смазываемых винтовых чиллеров, включая покупку и установку резервного генератора (для пуска винтового компрессора требуется 500—700 А) и шумоподавляющих систем (работа таких компрессоров сопровождается высокочастотным шумом), примерно на 20% превышают аналогичные расходы, связанные с приобретением и работой безмасляных агрегатов. Последние не нуждаются ни в дополнительном генераторе (для пуска центробежного компрессора требуется всего 2 А), ни в системе шумопоглощения (уровень шума при эксплуатации безмасляного чиллера не превышает 77 дБ(А) — примерно такой же показатель фиксируется во время работы наружного блока VRF-системы).
Общие расходы после двух лет эксплуатации смазываемого маслом винтового чиллера и безмасляного центробежного чиллера
Схема работы безмасляного центробежного чиллера с затопленным испарителем и его конструктивные элементы
Конструкция безмасляного центробежного чиллера с затопленным испарителем, выпускаемого TICA — SMARDT, относительно проста. Его основными компонентами являются: центробежные компрессоры Turbocor с магнитными подшипниками; затопленный испаритель и конденсатор, представляющие собой классические кожухотрубные теплообменники большой емкости; электронные расширительные клапаны, регулирующие объем поступающего в испаритель хладагента; запорная арматура, в частности клапаны аварийного сброса давления; датчики температуры и давления; шкаф автоматики, включающий все необходимые элементы и защитные устройства, гарантирующие безопасное подключение к источнику питания и немедленное отключение чиллера в случае возникновения нештатных ситуаций, плату управления с программируемым логическим контроллером и сенсорный экран.
Схема безмасляного центробежного чиллера с затопленным испарителем, оснащенного двумя центробежными компрессорами
При эксплуатации чиллера в режиме охлаждения воды, раствора гликоля и т.п. сконденсированный жидкий хладагент с помощью электронного расширительного клапана (4) впрыскивается в нижнюю часть испарителя. Благодаря распределительной пластине (3) фреон R134A равномерно рассеивается по всему периметру данного кожухотрубного теплообменника. В нем имеющий низкое давление хладагент отбирает тепло у воды, поступающей из системы центрального кондиционирования и циркулирующей во встроенных медных трубках (8). В результате теплообмена, осуществляемого через поверхность трубок, рабочая жидкость охлаждается до заданной пользователем температуры и вновь возвращается в систему центрального кондиционирования, а фреон закипает и испаряется (2).
Благодаря создаваемому компрессором (1) давлению всасывания газообразный хладагент устремляется в верхнюю часть испарителя. Захватываемые вместе с паром мельчайшие жидкие частицы фреона, которые могут привести к повреждению компрессора, задерживаются туманоуловителями (5). Далее газообразный хладагент пропускается через направляющие лопатки (6) и поступает в порт всасывания (7) компрессора. При этом угол всасывания фреона изменяется таким образом, чтобы обеспечивалось его максимальное сжатие при заданной частоте вращения ротора.
Схема работы испарителя безмасляного центробежного чиллера
Всасываемый в компрессор перегретый хладагент имеет низкое давление. Он проходит через впускные направляющие лопатки (1), используемые для регулирования производительности компрессора в условиях низкой нагрузки, и нагнетается в камеру с первой крыльчаткой (2) (первая ступень компрессии). Центробежная сила, которая создается этим вращающимся рабочим колесом, увеличивает скорость и давление фреонового пара. Затем, минуя лопатки (3), минимизирующие завихрения высокоскоростного пара, он направляется в камеру со второй крыльчаткой (4) (вторая ступень компрессии). С помощью данного рабочего колеса хладагент снова сжимается и нагнетается в спираль (5), представляющую собой изогнутую воронку, сечение которой увеличивается по мере приближения к выпускному порту компрессора. За счет этого скорость газа уменьшается, а его давление и температура возрастают. Далее он поступает в безлопаточный диффузор (6) — канал, ограниченный двумя сужающимися стенками и улучшающий структуру фреонового потока, а затем в выпускной порт (7) компрессора.
Схема центробежного компрессора Turbocor
После этого перегретый газ, имеющий высокое давление, нагнетается в верхнюю часть конденсатора и с помощью отклоняющейся пластины рассеивается по всему периметру кожухотрубного теплообменника. По мере соприкосновения с поверхностью встроенных медных трубок, по которым течет поступающая из градирни холодная вода, фреон охлаждается и конденсируется, переходя в жидкое агрегатное состояние. Затем через электронный расширительный клапан он снова впрыскивается в нижнюю часть испарителя, и весь цикл повторяется.
Безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем производства TICA — SMARDT. Преимущества
В линейку безмасляных центробежных чиллеров с затопленным испарителем, выпускаемых совместным предприятием TICA — SMARDT, входят модели производительностью от 1055 до 4220 кВт (300—1200 RT). Каждый прибор комплектуется несколькими компрессорами Danfoss Turbocor модели TT300 (выходная мощность — 211—316,5 кВт) или TT400 (422—527,5 кВт) на магнитных подшипниках. Единственные движущиеся в этих компрессорах компоненты — ротор и его крыльчатки — левитируют (парят в воздухе) благодаря магнитному полю, создаваемому осевым и радиальным подшипниками. Физический контакт ротора с обмотками статора, а следовательно, и трение между ними исключены. В результате отсутствуют потери производительности, а износостойкость и срок службы компрессоров значительно возрастают.
Температура окружающей среды, при которой допускается работа устройства в режиме частичной или полной нагрузки, — от +3 до +41 °C. Чиллер в низкотемпературном исполнении может эксплуатироваться при -10 °C. Максимальная температура окружающей среды, при которой возможен запуск изделия в режиме ожидания, — 54 °C.
Температура воды на выходе устройства задается пользователем самостоятельно. Она варьируется в пределах от 3 до 16 °C (по умолчанию — 7 °C). Максимальная температура рабочей жидкости, поступающей в безмасляный центробежный чиллер, составляет 24 °C. Разница температур воды на входе и на выходе агрегата может достигать 3—9 градусов Цельсия.
Информация о текущем состоянии системы и выполненных технических работах регистрируется устройством записи и хранения данных. Мониторинг оборудования можно осуществлять с помощью сенсорного дисплея или дистанционно. В чиллерах реализована поддержка платформ и стандартных протоколов связи Modbus, BACnet, LonWorks, N2. Благодаря этому устройства легко интегрируются в автоматизированную систему управления зданием (Building Management System, BMS).
Сертификаты и гарантия
Все безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем, выпускаемые совместным предприятием TICA — SMARDT, внесены в список ETL — утвержденный на правительственном уровне в США и Канаде перечень наиболее эффективного оборудования. Котлы, электродвигатели, кондиционеры, вентиляционные установки и холодильное оборудование, претендующие на включение в данный список, должны соответствовать самым строгим критериям энергосбережения. Как правило, в ETL включаются 25% лучших изделий на рынке.
Безмасляные центробежные чиллеры с затопленным испарителем имеют гарантию электробезопасности на весь срок службы. Испарители и конденсаторы, которыми оснащаются устройства, полностью соответствуют нормам Американского общества инженеров-механиков (ASME) для сосудов высокого давления. На всю продукцию TICA — SMARDT предоставляется расширенная гарантия сроком до 5 лет.
Параметры энергоэффективности центробежных чиллеров определены в соответствии со стандартом AHRI 551/591. Интегральный показатель энергоэффективности при частичной нагрузке (IPLV) любого чиллера, выпускаемого TICA — SMARDT, всегда значительно превышает минимальные уровни, установленные стандартами ASHRAE 90.1 (США), CSA 743 (Канада), Eurovent (Евросоюз), MEPS (Австралия), CRAA (Китай) и др.
Сравнительные характеристики безмасляных центробежных чиллеров с затопленным испарителем
Модель |
WB140.3H |
WB145.3H |
WB240.5H |
WB300.6H |
|
Источник питания |
380 В 50 Гц |
380 В 50 Гц |
380 В 50 Гц |
380 В 50 Гц |
|
Производительность, кВт |
1055 (300 RT) |
1143 (325 RT) |
1758 (500 RT) |
2110 (600 RT) |
|
Потребляемая мощность, кВт |
156 |
168,5 |
257,2 |
309,7 |
|
Энергопотребление, кВт/т воды |
0,52 |
0,52 |
0,51 |
0,52 |
|
Интегральный показатель энергоэффективности при частичной нагрузке (IPLV) |
11,18 |
11,29 |
11,32 |
11,37 |
|
Максимальный рабочий ток, А |
269,5 |
288,6 |
444,9 |
545,1 |
|
Испаритель |
расход воды, л/с |
50,4 |
54,6 |
84,0 |
100,7 |
гидравлическое сопротивление, кПа |
41 |
29 |
74 |
25,2 |
|
наружный диаметр соединительного трубопровода, мм |
200 |
200 |
250 |
300 |
|
Конденсатор |
расход воды, л/с |
63 |
68,3 |
104,9 |
116,6 |
гидравлическое сопротивление, кПа |
20,4 |
36 |
76 |
26 |
|
наружный диаметр соединительного трубопровода, мм |
150 |
200 |
200 |
250 |
|
Компрессор |
марка |
Danfoss Turbocor |
Danfoss Turbocor |
Danfoss Turbocor |
Danfoss Turbocor |
количество |
3 |
3 |
5 |
6 |
|
Хладагент |
R134A |
R134A |
R134A |
R134A |
|
Вес при эксплуатации, кг |
7170 |
7575 |
10980 |
12705 |
|
Габариты устройства, мм |
длина |
5147 |
4145 |
5943 |
5155 |
ширина |
1399 |
2118 |
2277 |
2661 |
|
высота |
2309 |
1851 |
1840 |
2550 |
|
Гарантия |
5 лет |
5 лет |
5 лет |
5 лет |
Вам может быть интересно
Как выбрать чиллер
Как выбрать чиллер? Этим вопросом задаются многие специалисты, задачей которых является построение эффективной и надежной системы центрального кондиционирования. В таком контексте выбор климатического оборудования превращается в настоящую головоломку, в которой каждый аспект — от типа охлаждения конденсатора, производительности, расхода воды и до коэффициента энергоэффективности — играет важнейшую роль.
VRF-система: что это такое?
VRF-система (другое название — VRV-система) - является одним из самых эффективных решений для кондиционирования объекта, состоящего из нескольких помещений (зон).
Канальный фанкойл: принцип работы и устройство
В наше время комфорт и экономичность — два основных критерия при выборе систем охлаждения и обогрева. Если вы решите <a href="/catalog/fankoyly/kanalnye-fankoyly/">купить канальный фанкойл</a>, он поможет создать идеальный микроклимат, как в офисных пространствах, так и в частных домах. Под его неприметным внешним видом скрывается сложная инженерная разработка, способная не только охлаждать и обогревать воздух, но и делать это с выдающейся эффективностью и низким энергопотреблением.